Присоединяйтесь к нашему telegram-каналу

Пресс-центр

Юристы и адвокаты «РКП» активно сотрудничают с ведущими деловыми СМИ, выступают в роли экспертов в вопросах правового регулирования, комментируют актуальные новости и публикуют статьи в профильных изданиях, а также принимают участие в ключевых мероприятиях юридического сообщества в России и за рубежом.
«Пятый антимонопольный пакет» и другие изменения в нормативном регулировании
18 августа 2023

1 сентября 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 10.07.2023 № 301-ФЗ - «Пятый антимонопольный пакет», который:

  • устанавливает антимонопольные правила для «цифровых» рынков;
  • дополняет правила государственного контроля экономической концентрации;
  • сокращает картельные иммунитеты;
  • расширяет область применения института экспертизы в деятельности антимонопольного органа;
  • вводит возможность признания координации экономической деятельности допустимой.

ФАС России уже разработала акты, предусмотренные указанным Законом.

 

  1. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ «ЦИФРОВЫХ» РЫНКОВ

После вступления в силу «Пятого антимонопольного пакета», который также называют «цифровым», при анализе состояния конкуренции на товарных рынках, на которых совершение сделок совершается с использованием цифровой платформы, антимонопольный орган будет обязан устанавливать наличие сетевых эффектов и давать оценку возможности владельца платформы оказывать влияние на общие условия обращения товара. Поэтому ФАС России вносит изменения в порядок оценки состояния конкуренции[1], предлагая относить сетевые эффекты к барьерам входа на рынок[2].

Антимонопольным органом предложены и другие изменения. например, показатели, используемые ФАС России для расчета долей хозяйствующих субъектов, не будут ограничены.

 

 

  1. ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ

Все сделки, превышающие 7 млрд. руб., будут подлежать обязательному предварительному согласованию с ФАС России вне зависимости от балансовой стоимости активов и выручки участников сделки.

Изменится и процедура рассмотрения ходатайства о совершении сделки. Так, если антимонопольный орган придет к предварительному выводу о том, что сделка (иное действие) может привести к ограничению конкуренции, будет введен механизм заключения об обстоятельствах ходатайства, где будут указываться предварительные выводы антимонопольного органа, а также условия, которые могут быть установлены в отношении участников. При этом у ФАС России появляется право на очное рассмотрение ходатайства. Предполагается, что председательствовать на очном рассмотрении ходатайства будут уполномочены только заместители руководителя ФАС России[3].

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА

Будет расширено количество направлений деятельности антимонопольного органа, в рамках которых может назначаться экспертиза. Так, с сентября экспертиза может быть назначена при рассмотрении ходатайств и при контроле исполнения предписаний, выдаваемых в рамках государственного контроля экономической концентрации. Экспертиза может быть назначена как по ходатайству хозяйствующих субъектов, так и по инициативе антимонопольного органа.

Квалификационные требования к эксперту уже разработаны антимонопольным органом[4]: среди них опыт работы, наличие теоретической подготовки и практических навыков в сфере, относящейся к предмету рассмотрения антимонопольным органом.

  1. СОКРАЩЕНИЕ КАРТЕЛЬНЫХ ИММУНИТЕТОВ

С 1 сентября отменяется действие картельного иммунитета на соглашения между субъектами, если между ними установлен контроль либо если они находятся под контролем одного лица в случаях, если такие соглашения приводят к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

 

  1. ВОЗМОЖНОСТЬ ОБОСНОВАНИЯ ДОПУСТИМОСТИ КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Компании приобретут возможность доказывать допустимость осуществленной ими координации экономической деятельности.

При этом отметим, что в 2022 году ФАС России было возбуждено всего 4 дела, связанных с координацией экономической деятельности, что в 30 раз меньше, чем дел по картелям или по сговору с органами власти.

Комментарий юристов

Работу над Пятым антимонопольным пакетом ФАС России вела несколько лет, аргументируя необходимость его скорейшего принятия для пресечения злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ.

Под действие Закона попадают маркетплейсы и агрегаторы в случае, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, а также если их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей. В настоящее время, как поясняла сама ФАС России, к ним относятся Avito, Циан, Яндекс.Такси, а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений.

Оценить эффективность предложенных ФАС России мер мы сможем в процессе применения, а пока надеемся, Закон будет защищать права и законные интересы добросовестных участников рынков.

 

[1] https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=140675

[2] К обстоятельствам или действиям, препятствующим или затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке

[3] https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=140674

[4] https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=140061

Контакты для прессы
Надежда Родичкина